В дни Святой Четыредесятницы Православная Церковь совершает особое богослужение — Литургию Преждеосвященных Даров. Эта уникальная служба, сохраняющая древнюю традицию причащения после захода солнца, сочетает в себе элементы вечерни и литургийного чина.
Исторические корни
Традиция совершения Преждеосвященной Литургии восходит к первым векам христианства. Устав этой службы приписывают святому Григорию Двоеслову, папе Римскому, хотя исторические свидетельства указывают на более древнее происхождение. В Византии чин получил окончательное оформление и вошел в постоянную богослужебную практику во время Великого поста.
Особенности совершения
В отличие от полной Литургии, на Преждеосвященной не совершается проскомидия и освящение Даров. Святые Дары были освящены ранее — в воскресный день на полной Литургии. Священник переносит их с престола на жертвенник в особый момент службы под пение "Ныне силы небесные".
Канонические правила предписывают совершать эту Литургию преимущественно по средам и пятницам Великого поста, а также в первые три дня Страстной седмицы. В современной практике она часто служится и в другие будничные дни Четыредесятницы.
Богослужебный строй
Служба начинается с великопостной вечерни, включающей чтение 18-й кафизмы и паремий. Особое место занимает момент входа с кадилом и светильником, символизирующий явление Христа — Света миру.
После "Свете тихий" следует литургийная часть с перенесением Преждеосвященных Даров. Молящиеся причащаются под пение "Вкусите и видите, яко благ Господь", напоминающее о духовном вкушении Христа в покаянии и молитве.
Духовный смысл
Преждеосвященная Литургия раскрывает несколько важных аспектов:
Современная практика
Традиция совершения этой древней Литургии продолжает оставаться драгоценной частью великопостного богослужебного наследия Православной Церкви.
"Свет Христов просвещает всех" — эти слова, произносимые на службе, лучше всего выражают суть Преждеосвященной Литургии как таинства световечернего приобщения к Божественной благодати.
Исторические корни
Традиция совершения Преждеосвященной Литургии восходит к первым векам христианства. Устав этой службы приписывают святому Григорию Двоеслову, папе Римскому, хотя исторические свидетельства указывают на более древнее происхождение. В Византии чин получил окончательное оформление и вошел в постоянную богослужебную практику во время Великого поста.
Особенности совершения
В отличие от полной Литургии, на Преждеосвященной не совершается проскомидия и освящение Даров. Святые Дары были освящены ранее — в воскресный день на полной Литургии. Священник переносит их с престола на жертвенник в особый момент службы под пение "Ныне силы небесные".
Канонические правила предписывают совершать эту Литургию преимущественно по средам и пятницам Великого поста, а также в первые три дня Страстной седмицы. В современной практике она часто служится и в другие будничные дни Четыредесятницы.
Богослужебный строй
Служба начинается с великопостной вечерни, включающей чтение 18-й кафизмы и паремий. Особое место занимает момент входа с кадилом и светильником, символизирующий явление Христа — Света миру.
После "Свете тихий" следует литургийная часть с перенесением Преждеосвященных Даров. Молящиеся причащаются под пение "Вкусите и видите, яко благ Господь", напоминающее о духовном вкушении Христа в покаянии и молитве.
Духовный смысл
Преждеосвященная Литургия раскрывает несколько важных аспектов:
- Подчеркивает покаянный характер поста через вечернее время совершения
- Сохраняет возможность частого причащения в дни воздержания
- Напоминает о таинственном присутствии Христа в мире
- Соединяет ветхозаветные ожидания (вечерня) с новозаветным исполнением (причащение)
Современная практика
Традиция совершения этой древней Литургии продолжает оставаться драгоценной частью великопостного богослужебного наследия Православной Церкви.
"Свет Христов просвещает всех" — эти слова, произносимые на службе, лучше всего выражают суть Преждеосвященной Литургии как таинства световечернего приобщения к Божественной благодати.
